Новости сайта Москвич 400 ...
История завода АЗЛК, автомобиля Москвич ... Книги и журналы про автомобиль Москвич 401 и другие автомобили ... Ремонт и реставрация автомобиля Москвич 401 ... Фотографии авто мото ретро ... Форум сайта Москвич 401 ... Полезные ссылки на авторетро ресурсы сети ...

Москвич 401 ... Литература ...


По улицам "Слона" возили ...
Алексей СТРЕЛКОВ
Журнал "Игрушки для больших" №8 (XI/2001)

(Окончание рассказа об основных отличиях и особенностях реставрации автомобилей "Москвич" моделей 400 и 401. Начало в №6,7).
    Приборы "Москвичей" менялись четыре раза. При схожей начинке они имели разные шкалы. Самые экзотические - черные, производства завода "Автоприбор" г. Владимира назывались СП18 (спидометры), КП8 (комбинация приборов)-шли до января 1948 года, появившиеся после них желтые - СП18а и КП8 - выпускались до 01.08.49 г., отличаясь от последующих верхним расположением одометра. Затем производство перенесли в г. Ригу на завод "Автоэлектроприбор" (СП186 и КП8), там же с 02.10.50 г. до декабря 1956 года выпускались СП 18В и КП8 с белыми шкалами.
    Нижнеклапанные четырёхцилиндовые моторы "Москвичей" славились неприхотливостью к бензину, будучи рассчитаны на самые дешевые его сорта, невиданной живучестью и высоким крутящим моментом на низких оборотах, что дает возможность демонстрировать всем прочим свою запаску при старте со светофора, правда недолго. Толстостенные коренные вкладыши коленвала подлежали замене, а вот шатуны заливались баббитом. Ныне эта технология почти уже забыта, но представляет несомненный интерес для реставраторов, заслуживая отдельной публикации, потому мы к ней еще вернемся. В остальном ремонт двигателя сложностей не представляет и описан в любой книге про "Москвич".
    Двадцатитрехсильный двигатель модели 400 практически повторял немецкий образец. 01.08.1949 г. в конструкцию были введены некоторые усовершенствования, в частности, появился фильтр тонкой очистки масла, 401-й мотор стал на три "лошадки" мощнее за счет изменения распределительного вала, поршней и головки блока, получившей вертикальное расположение свечей, вместо наклонного. Водяная помпа с открытым валом стала закрытой, изменились впускной и выпускной коллекторы.
    В преддверии освоения "Москвича-402" появился радикально переработанный двигатель 402 Б1 с увели- ченными: степенью сжатия и объемом (за счет диаметров цилиндров). Водяная помпа переместилась на передний торец блока цилиндров, из-за чего пришлось сдвинуть вперед радиатор. Это только внешние перемены, позволяющие опознать агрегаты. Следующий переходный мотор 402Б знаменит тем, что получил-таки тонкостенные вкладыши. Блок двигателей и картеры сцепления красились в зелёный цвет, коллекторы головки и крышки газораспределительного механизма - в серебристый, остальная навеска - в чёрный. По мощностным характеристикам 402-е моторы здорово обогнали своего предшественника, машины, снабженные ими, были вне конкуренции.
    До 1952 года "Москвичи" комплектовались трехще-точными генераторами Г28 (6V, 18 A, 100W) и реле ЦБ4118 или РС28, располагавшимися на корпусе генератора. Конструкция повторила BOSCH-евскую и позволяла регулировать зарядный ток перестановкой третьей щетки, в зависимости от времени года или суток. Пришедший на смену Г28 генератор Г29 (6V, 17 А, 130W) в паре с реле РР29 просуществовал до декабря 1956 г. Оба генератора производились на АТЭ-1 (г. Москва). На двигателях моделей 400 и 401 генератор располагался сверху и нес на своем шкиву лопасти вентилятора охлаждения радиатора, при переходе на 402-й мотор, он занял более традиционное место - сбоку, слева.
    Уход за генераторами постоянного тока заключается в периодической чистке коллектора шкурками № 00 или 000, контроле контакта его со щетками и смазке скользящего подшипника вала (для Г28).
    До июля 1951 года КПП имела напольное управление, затем, в целях улучшения эргономики, ее рычаг перевели под рулевое колесо, связав с коробкой системой валов, менявшейся в январе 1954 г, и тяг. Вся эта механика великолепно работает, позволяя переключаться одним пальчиком, не отрывая ладони от баранки, но только при условии минимальных зазоров в сочленениях. При износе резино-ме-таллических втулок (взаимозаменяемы с 402, 407, 408, 412 и 2140) и тяг процесс переключения начинает раздражать, требуя срочного ремонта.     Детали 400 и 401-й коробок передач не взаимозаменяемые.
    Самые ранние машины с 1946 по июнь 1947 комплектовались немецкими стартерами BOSCH, вывезенными с завода OPEL. Затем их производство освоил АТЭ-1 (Москва), выпускавший до 01.08.49 г. стартеры СТ28, а затем, до декабря 1956 -СТ28Б.
    С 1946 г. "Слон" комплектовался двухдиффузорным карбюратором К-24, повторявшим немецкий аналог, скопированный в свою очередь с американского карбюратора "картер" W-0-5395, с механически действующей иглой регулировки качества смеси в зависимости от нагрузки. Появившийся 01.08.1950 г. карбюратор К25, в июле 1952 года сменил К25А. До перехода на 402-е моторы, прямо на карбюраторы надевались сетчатые фильтры, требовавшие частой промывки бензином и пропитки маслом, о чем гласила инструкция - памятка на верхней крышке. Со временем все памятки оказались замазаны краской и сетки смазывать перестали. Более современные инерционно-масляные фильтры ставились на крыло, но продолжалось это совсем недолго.
    Задние мосты 400 и 401 модели внешне почти одинаковы, однако в 1950 году были увеличены размеры подшипников полуосей; появились сапуны, предотвращавшие течь масла через сальники при нагреве моста при работе; изменилось расстояние от фланца крепления редуктора до гнезд подшипников дифференциала. Передние и задние ступицы колес выполнены как единое целое с тормозными барабанами, что усложняет их ремонт, но упрощает конструкцию.
    Сочленение полуоси с тормозным барабаном - конусное, и требует постоянного контроля затяжки гайки полуоси. Пренебрежение этим правилом может привести к срезанию шпонки, не являющейся силовым элементом.
    Для снятия "приклеившихся" задних барабанов существовали специальные съемники, если же таковых в наличии нет, применение самого распространенного на Руси инструмента - молотка - категорически недопустимо. Можно немного ослабить гайку полуоси и проехать на машине метров 100. Как правило, конусная посадка после этого разъединяется.
    Амортизаторы "Москвичей" не с проста получили прозвище "вечные". Ремонт передних, расположенных в крышках цилиндров подвески и задних рычажных, одностороннего действия, крайне прост и сводится к разборке, промывке и сборке с последующим заполнением жидкостью. Причина неисправности - забитые грязью, калиброванные перепускные отверстия клапанов. Разборка передних цилиндров подвески может омрачиться временной нетрудоспособностью, нанесенной выскочившей пружиной. Чтобы этого не произошло, под тормозной барабан, после снятия колеса, следует подвести домкрат и поднять его. Кривошип подвески сожмет пружину и не даст ей сделать черное дело. Крышку же можно будет снять и произвести ремонт амортизатора.
    У "Москвича" великое множество точек смазки. Только своевременное их обслуживание может помочь сохранить осанку и здоровье старичка.
Благодарим Егора Карпунина за помощь в подготовке материала.
Фото автора

В 1947 году, Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА)начал массовое производство советских малолитражных автомобилей, выпустив первую послевоенную модель автомобиля Москвич модели 400 с кузовом типа седан модели 420. И по настоящий момент их можно встретить на улицах городов. Данный проект создан для помощи любителям автомобилей Москвич моделей 400, 401, 402,403, 407 и их модификаций в деле сохранения данных автомобилей ...
Купите рекламу от 5 центов за клиента! Rambler's Top100 Покупаем рекламу. Дорого.