Новости сайта Москвич 400 ...
История завода АЗЛК, автомобиля Москвич ... Книги и журналы про автомобиль Москвич 401 и другие автомобили ... Ремонт и реставрация автомобиля Москвич 401 ... Фотографии авто мото ретро ... Форум сайта Москвич 401 ... Полезные ссылки на авторетро ресурсы сети ...

Москвич 401 ... Литература ...


По улицам "Слона" возили ...
Алексей СТРЕЛКОВ
Журнал "Игрушки для больших" №6 (IX/2001)

Стр.1  Стр.2  Стр.3
    Автомобили "Москвич" моделей 400 и 401 наиболее привлекательны для начинающих реставраторов. Архаичная внешность, наружные крылья-пузыри, капот с центральной продольной петлёй и вертикальная запаска сзади сильно роднят их с машинами 30-х годов прошлого столетия. Более того, "Москвич" являлся практически копией немецкого Opel Kadett К 38. Хотя расхожее мнение о том, что машину выпускали на вывезенном из поверженной Германии оборудовании верно только отчасти. Все кузовные штампы, - наиболее сложное в изготовлении оборудование - были отечественного производства. Доходило до смешного - скопировали даже проштамповки пола, сделанные немцами "про запас", для переноса на другую сторону глушителя, при переходе на выпуск другого двигателя, который так и остался в проекте. На ранних машинах приходится частенько встречать комплектующие (колёсные диски, резинотехнические изделия и т.д.) с "вражеской" символикой.
    Для непосвященных: выпускавшиеся с 1946 по 1954 годы модель 400 и сменившая её 401-я (1954-1956 гг), практически неразличимы, но это далеко не так. Ниже мы попытаемся обозначить эти различия, стершиеся к тому же, со временем, усилиями владельцев.
    В принципе, "Москвичей" 400 и 401 осталось еще очень и очень много, но среди них практически отсутствуют машины в оригинальной комплектации.Забота инженеров о потребителях, выражавшаяся в замечательной унификации узлов и агрегатов с последующими моделями сделала свое черное дело. Книга издательства "Транспорт" - "Взаимозаменяемость агрегатов автомобилей "Москвич", переиздававшаяся аж 4 раза, стала настольным пособием по порче машин для нескольких поколений автомобилистов.
    Своеобразный сутулый профиль кузова "седан", носившего индекс 420, и давший машинам клички "Хоттабыч" и "Слон" знаком почти всем, но все равно, остановка на улице вызывает каждый раз массу эмоций и вопросов, включая самые распространенные: "Это "Победа"?" и "Под сколько гоняет?". Удивить знатока "седаном" достаточно сложно, но и среди массовых изделий попадаются редкие экземпляры. Автомобилей с кузовами моделей 420А (1949-1952гг.) - "кабриолет" с убирающимся мягким верхом и 422 (1948-1956 гг) - деревянный фургон сохранилось ничтожно мало. Дело в том, что оба кузова имели ослабленную конструкцию да и тираж их был невелик. Обычным явлением считалась усиление металлическими крышами кабриолетов, пускавших трещины в местах соединения продольных дуг с кузовом, да и не всех устраивала тряпка над головой... Фургоны, имевшие несущий пол, обильно нагруженный деревяшками, и вовсе были рассчитаны небольшой срок эксплуатации, когда машины изнашивались, их передавали в школы в автоклассы, где учащиеся знакомились по ним с устройством автомобиля.
    Кабриолетов в Москве осталось всего штук семь, причем большинство из них осквернено чужими агрегатами, а фургонов - два, один из которых принадлежит автору этих строк.
    Было и еще несколько разновидностей кузовов, строившихся несколькими заводами на выпускаемом МЗМА (Московским заводом Малолитражных автомобилей) шасси. В основном это цельнометаллические фургоны и аэродромные пикапы для перевозки пуска-чей самолетных двигателей. Пара пикапов дошла до наших дней, один из них находится в экспозиции Монинского музея, а вот фургоны все вымерли.
    Надежность "Слонов" не знает границ. Многие машины, находящихся в постоянной эксплуатации, до сих пор имеют "родные" агрегаты. В качестве примера можно привести юбилейный, выпущенный к 800-летию Москвы, "Москвич-400" (шасси № 106, кузов № 110, двиг. № 127), принадлежащий коллекционеру Егору Карпуни-ну. Всю жизнь таскавшая тяжелый УАЗовский прицеп, машина не подвергалась даже капитальному ремонту мотора.
    Прочность кузова вызывает удивление. Не так давно гнилой "Москвич-401" с четырьмя пассажирами был скинут выскочившей на встречную полосу "Шкодой" с высокой эстакады, на проходившую в скоростную магистраль, где в него врезалась "Ауди". В иномарках - несколько трупов, все четыре пассажира ."Москвича" - живы, только у 80-летней пассажирки случился перелом ноги.
    Автомобиль, не имеющий указателей поворотов и номерного знака спереди, пользуется повышенным интересом у ГИБДДшников. Но все их расчеты на немедленное обогащение легко разрушаются волшебной фразой: "Не положено!". Зачем вносить изменения в заводскую конструкцию? Ведь еще никто не отменил правила дорожного движения, позволяющие показывать повороты рукой. Да и не обязан владелец портить внешность "Москвича" чужеродными фонариками, кронштейнами.
    Покупая "Москвич", желательно иметь хоть какое-то представление о различиях машин в зависимости от года выпуска. Сохранность автомобиля и его комплектность могут сыграть решающую роль в определении цены или даже послужить поводом к отказу от покупки и поиску более достойного экземпляра.
    Самое неприятное, когда коренной переделке подвергается кузов. Очень часто попадаются "Слоны" с передними лонжеронами от последующих моделей. Их приваривали для того, чтобы установить другой передний мост, что вообще-то глупость, ведь собственный, если его отремонтировать, что совсем не сложно и описывается ниже, не вызывает никаких нареканий. Собственно, наличие отсутствия замечательной подвески "Дюбоне" - почти всегда явный признак замены лонжеронов.
    Прелесть кузова в том, что он легко разбирается, не так, чтобы на мелкие детали, но с "Жигулями" не сравнить. Болтовые соединения позволяют очень быстро снять капот, крылья или облицовку радиатора с фарами для замены или ремонта. Крепление передней рамы, состоящей из лонжеронов, раскосов и брызговиков, на которой установлены передний мост и силовой агрегат, было болтовым. Переход на 401 модель ознаменовался увеличением числа точек соединения с передним щитом кузова до шести, супротив первоначальных двух и появлением треугольных косынок. Однако сегодня, почти на всех сохранившихся, машинах рама уже приварена. Редко попадаются экземпляры с уцелевшей поперечиной лонжеронов. Чаще всего она бывает или заменена, или порвана, вследствие неправильной буксировки (за бампер, а не за балку переднего моста).
    Достаточно изящный способ ремонта силогого агрегата вынесен на обложку книги "Ремонт автомобиля "Москвич"". Для его осуществления требовалось отстегнуть КПП; отсоединить проводку, бензопровод, шланги радиатора, гибкие валы спидометра и привода дворников, передние тормозные трубки, трубку манометра, привод карбюратора, крепление балки моста к лонжеронам, нижний болт радиатора, кардан, сдвинув его по шлицам назад; задрать в небо слоновью "морду", и отвернув выпускную трубу, выкатить весь силовой агрегат, вместе с передним мостом.
    Автор благодарит Егора Карпунина и Дениса Минакова за помощь в подготовке материала.
Стр.1  Стр.2  Стр.3

В 1947 году, Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА)начал массовое производство советских малолитражных автомобилей, выпустив первую послевоенную модель автомобиля Москвич модели 400 с кузовом типа седан модели 420. И по настоящий момент их можно встретить на улицах городов. Данный проект создан для помощи любителям автомобилей Москвич моделей 400, 401, 402,403, 407 и их модификаций в деле сохранения данных автомобилей ...
Купите рекламу от 5 центов за клиента! Rambler's Top100 Покупаем рекламу. Дорого.