Новости сайта Москвич 400 ...
История завода АЗЛК, автомобиля Москвич ... Книги и журналы про автомобиль Москвич 401 и другие автомобили ... Ремонт и реставрация автомобиля Москвич 401 ... Фотографии авто мото ретро ... Форум сайта Москвич 401 ... Полезные ссылки на авторетро ресурсы сети ...

Москвич 401 ... Литература ...


Как непрост и многолик был всегда "Москвич" - старик.
Василий Киселев

     Не много радости у простого автолюбителя может вызвать период начала развития советской автомобильной промышленности. Тогда как в той же Америке каждый из производителей пытался завоевать максимальное количество покупателей и поклонников, наши, занятые восстановлением промышленности, планировали производство автомобилей с целью подъема народного хозяйства и о выпуске машин для личного пользования разговоры вели очень напряженно. Многие чиновники, пользовавшиеся трофейными "Мерседесами", "Хорьхами" и "БМВ", были абсолютно уверены, что нашему человеку достаточно и трамвая.
     И тем не менее иномарки, вывезенные из других стран, постепенно выходили из строя, а опытных специалистов для ремонта катастрофически не хватало. Во многом из-за этого было принято решение о необходимости дальнейшего развития автомобильного производства и осваивания выпуска нового небольшого четырехдверного автомобиля. Под осуществление этого постановления партийные боссы выбрали завод КИМ, который в августе 1945 года был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Для более быстрой и дешевой разработки новой модели инженеры и конструкторы собирались изготовить ее на базе отечественного четырехдверного седана "КИМ 10-52". После детального рассмотрения ему была найдена более достойная замена - "Опель-Кадет К38".
     К сожалению, у наших инженеров не оказалось технической документации на "К38", и им пришлось проделать большой объем работы - снять размеры с трофейного образца и заново составить все чертежи. У МЗМА, заполучишего всю необходимую информацию, появилась возможность выпускать вполне современный автомобиль с несущим кузовом, независимой подвеской передних колес типа "Дюбуне" и гидравлическим приводом тормозов. Своеобразным "подарком" стала также технологическая отработанность машины, позволившая довольно быстро поставить ее на конвейер. К декабрю 1946 года было закончено большинство подготовительных работ на предприятии, и 4 декабря заводчане собрали первый легковой послевоенный автомобиль, получивший традиционный заводской индекс из двух цифр - "Москвич 400-420". Первая цифра обозначала модель двигателя, а вторая - модификацию кузова. К слову, первый экземпляр был оснащен четырехцилиндровым мотором с рабочим объемом 1,0 литра и мощностью 23 л.с. при 3600 об/мин. Степень сжатия равнялась всего лишь 5,8. При имеющемся потенциале и трехступенчатой коробке передач автомобиль максимально разгонялся до 90 км/ч и затрачивал на 100 километров пробега около 9 литров бензина, считаясь на то время самым экономичным транспортным средством в СССР. Динамика машины была такова, что с места до 80 км/ч она авто разгонялось за 55 секунд.
     Габариты первого советского автомобиля, поступившего в продажу для населения, были следующие: длина - 3855 мм, ширина - 1400 мм, высота - 1550 мм, база - 2340 мм, колея передних колес - 1105 мм, колея задних колес - 1168 мм, дорожный просвет - 200 мм. Уже через год МЗМА начал изготавливать не просто новую модификацию, а юбилейный "Москвич 400-420", посвященный 800-летию Москвы и отличавшийся от ближайшего "родственника" миниатюрным логотипом на левом крыле. После этой модели заводские конструкторы начали усиленно экспериментировать и внедрять идеи в жизнь через серийный выпуск. Так на свет появился совсем необычный "Москвич 400-422" с кузовом фургон, изготовленным из фанеры и брусков. В отдельном варианте он мог быть обит жестью, отчего становился гораздо долговечнее. Такому автомобилю было под силу перевезти до 860 килограммов крупногабаритного груза, и использовался он главным образом в качестве развозной машины главпочтамтами и крупными почтовыми отделениями.
     Вслед за фургоном в 1949 году на конвейере начали собирать "Москвич 400-420А" с кузовом кабриолет, тогда же был отмечен небывалый рост производства автомобилей. Одновременно с этим налицо был технический прогресс "Москвичей", совершенствовавшихся из года в год. В итоге это привело к тому, что 1954 году появилась модель с новым обозначением "401". Она, в конечном счете, и подчеркнула главное достижение МЗМА с начала производства "Москвичей" - у советского человека впервые появилась реальная возможность стать обладателем индивидуального средства передвижения. Что удивительно для обыкновенного обывателя, так это тот факт, что в истории автомобиля "Москвич" в 50-60-х годах были и спортивные модели. Да еще какие!
     Благодаря И.А.Гладилину, начальнику экспериментального цеха МЗМА, начавшему развитие и подготовку спортивных версий, в союзных соревнованиях активно начали участвовать модернизированные варианты стандартных "Москвичей". Поначалу это были седаны, а потом, в 1951 году, появилось и двухдверное купе, напоминавшее американский "Бьюик" 1938 года выпуска. Эта "гонка" оснащалась форсированным движком с 35 "лошадками" при 4200 об/мин, позволившими ей занять второе место в чемпионате Союза. За этой моделью в 1954-м последовал простой и в то же время удивительно красивый "Москвич 404 Спорт" с кузовом родстер, невысоким лобовым стеклом и хромированной облицовкой радиатора. Эта машина была сделана всего лишь в единственном экземпляре на базе "Москвича 400" и, естественно, не сохранилась до наших дней. Хотя могла бы стать отличнейшим музейным экспонатом, восхищавшим толпы поклонников родного спорта и автопрома. А восхищаться и вправду было чем. Ведь на "404-м", обладавшим несущим кузовом, впервые был применен экспериментальный четырехцилиндровый двигатель с верхнеклапанной конструкцией и полусферической камерой сгорания. Абсолютным новшеством были также четыре горизонтальных карбюратора, сыгравшие не последнюю роль в достижении мощности 58 л.с., степени сжатия 9,2 и максимальной скорости 147 км/ч. На этой машине трижды был выигран чемпионат СССР по автомобильным гонкам.
     В своих дальнейших попытках покорить мир автомобильного спорта конструктор Гладилин в 1955 году разработал совершенно спортивный автомобиль "Москвич Г1 405". Авто чем-то напоминало большую рыбу с приставленными колесами, которые вместе с тормозами, передней и задней подвесками были позаимствованы у "Москвича 401". По причине расположения силового агрегата в задней части машины водительское место было сдвинуто от центра вперед. Там же, рядом с мотором, располагался и топливный бак вместимостью 120 литров. Что самое прикольное, так это то, что у "405-го" отсутствовал глушитель, и 70-сильный мотор, мягко говоря, пофыркивал во время тренировок и соревнований. Конструкция кузова, использованная в модели "Москвич Г1 405", прежде всего отличалась простотой и большим запасом прочности. Она стала образцом для последующих моделей, имевших в названии обозначение "Г". Одним из них был "Москвич Г3", спроектированный совместно Гладилиным и Шугуровым и появившийся в 1961 году. Как и другие модели ("Г4", "Г5"), он отличался от своих предшественников продуманной ходовой, улучшенными тормозами и более мощным мотором. На последней "Г5" специалисты установили специальную версию двигателя "Москвича 412" с двумя распределительными валами и 124-ю л.с. Эта гоночная машина стала последней спортивной действующей разработкой в истории МЗМА.

ПО ПОЛЯМ, ЛЕСАМ, БОЛОТАМ

При столь громких лозунгах и воззваниях покорить и подчинить природу человеку, последний не мог не заинтересоваться автомобилями повышенной проходимости и улучшенной комфортабельности. Это и стало объяснением появления целого ряда прототипов внедорожников, которые назывались "Огонек", "Целина" и т.п. Конструкторы усердно трудились, чтобы удовлетворить запросы сельского хозяйства, Министерства обороны, геологов, рыбакови путешественников.
     МЗМА начал свое продвижение в данном направлении по пути модернизации серийной модели "Москвич 402", которая была превращена в полноприводную модификацию. Назвав новую модель "Москвичом 410", конструкторы оснастили ее передним и задним ведущими мостами, зависимой рессорной подвеской и отдельной двухступенчатой раздаточной коробкой. Эти технические решения были заимствованы от экспериментальной модели "ГАЗ-73" и совмещены с агрегатами и узлами от "402-го" и "Победы". От первого взяли двигатель мощностью 35 л.с. с трехступенчатой коробкой передач, а от второй - рулевой механизм, масляный радиатор для системы смазки мотора и гидравлические амортизаторы рычажного типа, дополнительно защищенные от попадания грязи. Что немаловажно, у полноприводной версии дорожный просвет был увеличен до 220 мм, как у тогдашнего "ГАЗ-69". Еще одной полноприводной моделью, созданной на базе серийного автомобиля, стал "Москвич 411" с кузовом универсал, появившийся в 1958 году и предлагавший гораздо больше внутреннего пространства. Однако праздник длился недолго, и к 1961 году производство полноприводных "Москвичей" было свернуто. К тому моменту удалось изготовить 11.890 машин. После такого хода событий руководство завода не стало отчаиваться и начало работать в области создания внедорожников. Возглавлял все работы главный конструктор И.Гладилин, под началом которого было построено два прототипа "Москвич 415" с открытым верхом и два "Москвича 416" с закрытым верхом: один с мягким, другой с жестким. Последний представлял собой наиболее практичный вариант, так как обладал более жестким кузовом, двумя откидными деревянными скамейками, большой площадью остекления и буксировочным устройством. Эти особенности наилучшим образом проявились во время заводских испытаний, после которых была подготовлена документация, необходимая для начала производства. К великому сожалению, серийный выпуск этих джипов так и остался в планах МЗМА, которому в свое время не удалось "вырвать" у Министерства промышленности необходимые производственные площади...

В 1947 году, Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА)начал массовое производство советских малолитражных автомобилей, выпустив первую послевоенную модель автомобиля Москвич модели 400 с кузовом типа седан модели 420. И по настоящий момент их можно встретить на улицах городов. Данный проект создан для помощи любителям автомобилей Москвич моделей 400, 401, 402,403, 407 и их модификаций в деле сохранения данных автомобилей ...
Купите рекламу от 5 центов за клиента! Rambler's Top100 Покупаем рекламу. Дорого.