Новости сайта Москвич 400 ...
История завода АЗЛК, автомобиля Москвич ... Книги и журналы про автомобиль Москвич 401 и другие автомобили ... Ремонт и реставрация автомобиля Москвич 401 ... Фотографии авто мото ретро ... Форум сайта Москвич 401 ... Полезные ссылки на авторетро ресурсы сети ...

Москвич 401 ... Литература ...


Малогабаритные двуступенчатые реле-регуляторы
И. Н. НАСТЕНКО
НАМИ

    ПОДДЕРЖАНИЕ необходимого для нормальной работы генератора напряжения и отдачи тока в системе автомобильного электрооборудования осуществляется при помощи электрических регуляторов.
    В настоящее время на всех отечественных легковых и грузовых автомобилях устанавливаются вибрационные регуляторы напряжения с одноступенчатой схемой регулирования. Такая схема имеет большую разрывную мощность на контактах, способствующую их преждевременному разрушению, и поэтому не может обеспечить достаточно длительного срока службы регуляторов без зачистки контактов и регулировки. Кроме того, габариты и вес серийных одноступенчатых регуляторов очень велики.
    НАМИ разработаны и изготовлены опытные образцы двуступенчатых малогабаритных реле-регуляторов весом 0,6 кг, унифицированных для 6- и 12-вольтного напряжения. В таблице приведены основные параметры серийных реле-регуляторов и реле-регулятора РР-НАМИ.

Параметры

РР-НАМИ

РР12Б

РР20

РР29

РР24 для автом-
обиля "Волга"

Номинальное напряжение в в

6 и 12

12

12

6

12

Максимальная сила тока в а

20 и 18

18

18

20

18

Вес в сборе в кг

0.61

3.88

1.650

1.21

0.790

Габариты в мм
длина
ширина
высота


72
72
74


197
105
111


164
126
92


132
93
82


135
108
66

    Из таблицы видно, что общий вес регулятора РР-НАМИ в 6 раз меньше, чем регулятора РР12, а также меньше, чем регулятора РР24, разработанного заводом АТЭ-1 для автомобиля "Волга".
    На рис. 1 изображены реле-регуляторы РР-НАМИ, РР29 и РР12.
    Контактно-колебательная система регулятора напряжения при двуступенчатой схеме регулирования (рис. 2) имеет две пары контактов (в отличие от одноступенчатого регулятора с одной парой контактов), а весь диапазон регулирования делится на две ступени. Первая пара контактов ВК. при замкнутом состоянии шунтирует добавочное сопротивление и вступает в работу при токе возбуждения в пределах от максимального до некоторого среднего значения. В это время вторая пара контактов HК разомкнута.
    Когда необходимое напряжение не обеспечивается включением добавочного сопротивления (при разомкнутом состоянии ВК), вступает в работу вторая пара контактов HК, полностью шунтирующая обмотку возбуждения; величина тока возбуждения при этом находится в пределах от некоторого среднего значения до минимального.
    12-вольтный реле-регулятор НАМИ предназначен для работы с унифицированным генератором Г20 мощностью 250 вт (номинальная сила тока 18а) и устанавливается на автомобили "Победа", ГАЗ-51, ЗИМ и ЗИС-150. 6-вольтный реле- регулятор предназначен для работы с генератором Г29 мощ. ностью 120 вт (номинальная сила тока 20 а) и устанавливается на автомобиле "Москвич". Эти реле-регуляторы по конструкции одинаковы и отличаются только параметрами обмотки.
    Двуступенчатый реле-регулятор состоит из двух агрегатов; регулятора напряжения и реле обратного тока. Взамен ограничителя тока применена корректирующая сериесная обмота, расположенная нa регуляторе напряжения.
    Ярмо регулятора напряжения и реле выполнены одинаково и имеют П-образную форму. Длинная полка имеет на конце отгиб, к которому крепится пружина якоря. Короткая полка ярма используется для крепления контактной системы.
    Форма якоря принята Г-образной. Выбранная магнитная система является наиболее совершенной, так как имеет наименьшее рассеивание магнитного потока и наименьшее магнитное сопротивление между якорем и ярмом, вследствие чего более эффективно используются активные материале сравнительно с выпускаемыми промышленностью серийным одноступенчатыми регуляторами, имеющими систему с плоским якорем.
    К якорю крепятся с помощью заклепок пружины для соединения с ярмом, контактная и регулировочная (плоская) прикрепленная к вертикальной полке Г-образного якоря.
    Регулировка натяжения якоря производится упирающими в плоскую пружину винтом с контрящей гайкой, расположенным в нижней части ярма.
    В регуляторе применена полужесткая система крепления вибрирующих контактов на стальной приклепанной к якорю пружине. Два других контакта расположены на латунных передвижных стойках, прикрепленных к короткой полке ярма.
    Токовыводные клеммовые пластины подсоединены к контактным пластинам с помощью гибкого проводника для устранения возможности разрегулировки в случае, коробления основания.
    Реле-регулятор имеет контактную пару серебро - cepeбро. Добавочное сопротивление его - проволочное, намотанное на керамиковой трубке.
    Опытная партия 30 двуступенчатых 6- и 12-вольтных реле- регуляторов прошла в течение 1952-1954 гг. различные виды испытаний: лабораторные для определения электрических параметров и основных характеристик работы, стендовые для выявления постоянства и надежности работы, а также эксплутационные.
    На рис. 3-6 приведены результаты сравнительных лабораторных испытаний реле-регуляторов РР-НАМИ и серийных регуляторов.
    При снятии характеристик реле-регуляторы НАМИ были отрегулированы на действующие технические условия для серийных реле-регуляторов (за исключением величины напряжения регулятора при изменении нагрузки от 0 до 17 а, что присуще данной схеме).
    В сравнении с серийными реле-регуляторы РР-НАМИ имеют благоприятное протекание характеристик, при одноступенчатом же регулировании на высоких оборотах в режимах холоcото хода и малых токов нагрузки регулируемое напряжение резко возрастает.
    Исследование работы ( методом осциллографирования) контактно-колебательной системы регуляторов РР-НАМИ велось сравнительно с работой колебательной системы серийных регуляторов РР12Б и РР20, для чего определялись основные рабочие характеристики контактно-колебательной системы регуляторов обоих типов.
    На рис. 7 приведены характеристики разрывных мощностей !ш контактах 12-вольтяых регуляторов РР-НАМИ и РР12В при работе с генератором Г20. Диалогичные характеристики имеют 6-вольтные регуляторы РР-НАМИ и РР29 при работе с генератором Г29.
    Из рис. 7 видно, что на всем диапазоне скорости вращения якоря генератора при разных нагрузочных режимах мощность разрыва искры на контакте у двуступенчатых регуляторов в 3-6 раз меньше, чем у одно ступенчатых. Макси мальная разрывная мощность регуляторов РР12Б и РР29 равна 110-130 вт, РР-НАМИ 25-40 вт.
    Такое большое снижение разрывных мощностей способствует значительному увеличению длительности работы контактов у двуступенчатого регулятора при работе с существующими серийными генераторами. Это создает также возможность увеличения тока возбуждения генератора, что при разработке новых конструкций позволяет габариты генераторов уменьшить их и вес.
    Длительные стендовые эксплуатационные (при городской и загородной езде) испытания реле-регуляторов РР-НАМИ в комплекте с серийными генераторами Г20 и Г29 показали надежность работы регуляторов этого типа. Изменение величины регулируемого напряжения составляло всего 0,1-0.15 в.
    К январю 1955 г. автомобили с регуляторами РР-НАМИ имели пробег 28000-110000 км. В течение всего пробега регуляторы работали безотказно, аккумуляторные батареи обеспечивали нормальный запуск двигателей зимой и летом, недозарядки и перезарядки батарей не происходило.
    За период испытаний регуляторов (при пробеге автомобилей до 120000 км для отдельных регуляторов) не наблюдалось случаев спекания контактов или отказа в работе из-за засорения второй пары контактов и повреждения вследствие этого генераторов, несмотря на то, что несколько регуляторов работало в тяжелых условиях на строительстве при значительной запыленности воздуха. Выхода из строя аккумуляторных батарей из-за неисправностей регуляторов также не наблюдалось. Контакты и реле обратного тока находились в хорошем состоянии и имели незначительный подгар.
    Результаты испытаний реле-регуляторов РР-НАМИ с контактной парой серебро-серебро на автомобиле ЗИМ при пробеге 100000 км (рис. 8) позволили сделать следующие выводы.
  1. Между разрывной мощностью и стойкостью контактных пар регуляторов имеется полное соответствие.
  2. Двуступенчатая система регулирования напряжения создает более благоприятные условия работы контактов и способствует значительному увеличению срока их службы.
  3. Применение регуляторов этого типа обеспечивает возможность повышения тока разрыва кг нтактов без снижения устойчивости работы регулятора и, следовательно, уменьшение габаритов и веса генератора.
    Реле-регулятар РР-НАМИ с контактной парой серебро - вольфрам без изменения его конструкции дает возможность повысить ток контактов примерно в 2,5 раза; при этом устойчивость работы регулятора не снижается.
    Испытания опытных образцов генераторов на 6 и 12 в с повышенными токами возбуждения (до 5 вместо 1,8 а у серийных) при работе с регуляторами РР-НАМИ в эксплуатационных условиях на автомобилях "Победа", ЗИС-150, "Москвич" при пробеге 6000-20000 км подтвердили их работоспо собность.

Выводы

  1. Малогабаритные двуступенчатые унифицированные 6-и 12-вольтные реле-регуляторы РР-НАМИ при работе с серийными генераторами Г20, Г21 и Г29 на автомобилях ЗИМ "Победа", ЗИС-150 и "Москвич" после пробега 110.000 км обладают работоспособностью и имеют устойчивые характеристики.
  2. Применение двуступенчатой схемы регулирования напряжения при прочих равных условиях значительно повышай срок службы реле-регуляторов в эксплуатации без зачистки контактов и регулировки.
  3. Реле-регулятор РР-НАМИ позволяет увеличить ток возбуждения генератора с 1,8 (предельная величина для существующих конструкций) до 5 а, что дает возможность получить экономию металла в новых конструкциях генераторов уменьшенных габаритов, снизить вес генератора примерно на 1,5 кг и обеспечить общую экономию металла на одном комплекте регулятор РР-НАМИ - генератор по сравнению с весом комплекта РР12 - Г20 в размере 4 кг.
  4. В связи со значительным выпуском в Советском Союзе реле-регуляторов установка малогабаритного двуступенчатого реле-регулятора РР-НАМИ на отечественных автомобилях дает большую экономию цветных и черных металлов.

В 1947 году, Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА)начал массовое производство советских малолитражных автомобилей, выпустив первую послевоенную модель автомобиля Москвич модели 400 с кузовом типа седан модели 420. И по настоящий момент их можно встретить на улицах городов. Данный проект создан для помощи любителям автомобилей Москвич моделей 400, 401, 402,403, 407 и их модификаций в деле сохранения данных автомобилей ...
Купите рекламу от 5 центов за клиента! Rambler's Top100 Покупаем рекламу. Дорого.