Новости сайта Москвич 400 ...
История завода АЗЛК, автомобиля Москвич ... Книги и журналы про автомобиль Москвич 401 и другие автомобили ... Ремонт и реставрация автомобиля Москвич 401 ... Фотографии авто мото ретро ... Форум сайта Москвич 401 ... Полезные ссылки на авторетро ресурсы сети ...

Москвич 401 ... Литература ...

Требования эксплоатации к типажу и конструкции легковых автомобилей-такси.
М. Д. БЛАТНОВ
Академия коммунального хозяйства им.Памфилова


   В ПЕРИОД послевоенной сталинской пятилетки таксомоторные сообщения организованы в ста с лишним городах Российской федерации. Значительно увеличен парк легковых автомобилей-такси Москвы, Ленинграда, Киева и многих союзных республик.
   Особенно большое развитие таксомоторный пассажирский транспорт получит в ближайшем будущем. Он станет одним из основных потребителей легковых машин автомобильной промышленности Советского Союза.
   Факторы эти указывают на необходимость выпуска авто-мобильной промышленностью легковых автомобилей-такси, соответствующих условиям и требованиям эксплоатации.
   Это тем более возможно, если учесть, что наша автомобильная промышленность имеет большие достижения
   в области производства комфортабельных, экономичных и конструктивно совершенных автомобилей.
   В период 1948-1950 гг. автор произвел изучение работы пассажирских таксомоторов Москвы, Ленинграда и Киева методом фотографии рабочего дня, анкетным методом и периодическими наблюдениями на таксомоторных стоянках и пересечениях улиц.
   В результате этого изучения удалось выявить условия эксплоатации легковых автомобилей-такси. Эти условия заключаются в следующем: более 70-75% поездок в легковых автомобилях-такси производится с одним-двумя пассажирами. Количество поездок с тремя и более пассажирами составляет менее 26-30% общего количества поездок.
   В течение суток каждый водитель такси производит посадку пассажиров на внутригородских и вокзальных стоянках. Производятся перевозки пассажиров с багажом. Количество доездок с багажом составляет 15-25% общего среднесуточного количества поездок. Количество вокзальных поездок составляет 20-35% общего среднесуточного количества поездок.
   Общий среднесуточный пробег таксомотора достигает 200-350 км при интенсивной двухсменной работе в условиях городского движения и превышает в 2-3 раза среднесуточный пробег ведомственных или служебных и в 6-8 раз пробег личных легковых автомобилей.
   Таксомоторные поездки производятся в основном в пределах города (более 95% по пробегу) на расстоянии 5-6 км. Каждый таксомотор совершает в сутки 26-30 поездок при среднесуточном наполнении в 1,7-1,8 чел.
   Количество заводок двигателя такси значительно превышает количество заводок двигателей других легковых автомобилей. Так, одна заводка двигателя такси приходится на каждые 0,8-0,9 км пробега., что составляет более 300 заводок двигателя в сутки.
   Движение такси в пределах города происходит со скоростью, не превышающей 50-60 км/час, при максимальном использовании ускорений и замедлений. Средняя скорость движения находится в пределах 22-28 км/час при частых переключениях передач.
   Количество открываний и закрываний дверей и окон кузова такси особенно велико.
   Таким образом очевидно, что условия эксплоатации таксомоторного пассажирского транспорта значительно отличаются от условий эксплоатации легкового автомобильного транспорта служебного и личного пользования.
   Материалы проведенного исследования позволяют сделать следующий вывод: в городах должно быть два типа таксомоторов. Основной тип - таксомотор малой вместимости - для двух-трех пассажиров. Дополнительный тип - таксомотор большой вместимости - для пяти-шести пассажиров.
   Сопоставление условий эксплоатации таксомоторного транспорта с конструктивно-эксплоатационными качествами легковых автомобилей (рис. 1) предоставило возможность разработать технические требования к конструкции такси.
  а) Надежность и долговечность конструкции. В практике проектирования легковых автомобилей надежность и долговечность их конструкции повышается одновременно с вместимостью автомобиля и увеличением литража его двигателя.
   Норма пробега до капитального ремонта и амортизационного срока легковых автомобилей большой вместимости значительно выше, чем для легковых автомобилей малой вместимости (табл. 1).
   В качестве одного из конструктивных параметров, оценивающих надежность двигателя, может быть использован коэфициент многооборотности, который, как видно, из данных табл. 1, понижается при увеличении литража двигателя.
   Следовательно, при прочих равных условиях двигатели легковых автомобилей меньшего литража ввиду больших значений коэфициента многооборотности имеют значительно более повышенный износ и меньшие надежность и долговечность конструкции.
   Эта тенденция в развитии легковых автомобилей не может быть признана правильной в отношении такси, предназначенных для обслуживания городского населения.
   Высокая интенсивность использования пассажирских такси (большой среднесуточный пробег, короткие расстояния перевозок, частые заводки двигателей) весьма значительно влияет на эксплоатационные расходы, поэтому пассажирские таксомоторы большой и особенно малой вместимости должны иметь значительно повышенную надежность и долговечность конструкции по сравнению с легковыми автомобилями индивидуального пользования.
   Коэфициент многооборотности автомобильных двигателей, устанавливаемых на легковых автомобилях-такси, должен быть значительно ниже коэфициента многооборотности двигателей равного литража, устанавливаемых на легковых автомобилях индивидуального пользования, так как первые находятся в более напряженных условиях работы.
   Повышение надежности конструкций легковых автомобилей-такси обеспечит дальнейшее снижение себестоимости таксомоторных перевозок.
  б) Динамические качества. В развитии динамических качеств легковых автомобилей индивидуального пользования, как видно из графика рис. 2, имеется тенденция к повышению максимальной скорости движения V max, росту литровой мощности N max / V h увеличению фактора оборотности Ф об и передаточного числа главной передачи i0. При этом динамический фактор D и ускорение легковых автомобилей j на прямой передаче значительно сокращаются.
   Такая тенденция в развитии динамических качеств легковых автомобилей также неприемлема для пассажирских таксомоторов.
   Пассажирские таксомоторы, осуществляя перевозку пассажиров в основном в условиях интенсивного городского движения, не используют максимальную скорость движения современных легковых автомобилей.
   Для таксомоторов в связи со значительным количеством остановок особенно важно иметь большое ускорение, что может быть достигнуто некоторым снижением неиспользуемой максимальной скорости легковых автомобилей и изменением внешней характеристики двигателя.
   Повышенные динамические качества пассажирских таксомоторов позволят в свою очередь увеличить среднюю скорость движения, вследствие чего будет повышена их среднесуточная производительность.
  в) Кузов и оборудование такси. Пассажирские таксомоторы, предназначенные для работы в городских условиях, должны отличаться по планировке кузова и компоновке агрегатов от легковых автомобилей индивидуального пользования. Каждый таксомотор должен быть оборудован багажным отделением на 4-5 багажных мест (основной тип) и на 6-8 багажных мест (дополнительный тип). Багажное отделение целесообразно располагать внутри кузова и использовать его в качестве пассажирского места при отсутствии багажа (наличие откидного убирающегося сиденья). Площадь пола багажного отделения должна быть рассчитана так, чтобы багаж не достигал оконных проемов. Сиденье водителя должно быть отделено от пассажирского и багажного отделений перегородкой с раздвижным окном.
   Внешние габариты таксомотора должны быть максимально использованы и в то же время рационально ограничены. Обзорность с водительского места должна быть значительно увеличена.
   Изложенные выше основные требования свидетельствуют о необходимости проектирования кузовов такси с выдвинутым вперед сиденьем водителя (вагонного типа). Внешний вид нового при красивом архитектурном внешнем виде таксомоторного автомобиля должен быть оформлен в соответствии с тенденциями развития форм общественного городского транспорта всех видов.
   Кузовы такси должны иметь четыре двери. Размеры дверных проемов и расположение сидений должны создавать пассажирам наибольшие удобства при посадке и передвижении. Пассажирские сиденья должны обиваться материалом, который легко очищается от пыли.
   Такси должны быть оборудованы специальным сигнальным освещением, включение которого должно быть связано с включением счетчика оплаты проезда (таксометра). Таксометр должен освещаться в ночное время и устанавливаться в месте, удобном для обзора пассажиров и водителя.
   Кузовам такси следует придать окраску, отличную от окраски других легковых автомобилей.
  г) Рекомендуемая техническая характеристика такси. Результаты исследования позволяют рекомендовать следующую эксплоатационно-техническую характеристику легковых автомобилей-такси (табл. 2).

Параметр

Тип таксомотора

малой вместимости

большой вместимости

Число пассажирских мест, включая место водителя
Расположение пассажирских мест:
  сзади
  откидных спереди
  откидных сзади
Допустимый вес багажа в кг
Полезная нагрузка в кг
Собственный вес автомобиля в кг (не более)
Наибольший полный вес автомобиля с пассажирами в кг (не более)
Габариты таксомотора в м (не более):
  длина
  ширина
  высота
Радиус поворота по внешнему переднему колесу в м (не более)
Максимальная скорость в км/час
Максимальный динамический фактор на прямой передаче в кг/кг (не менее)
Коэфициент многооборотности (не более)
Ориентировочный литраж двигателя в л
Ориентировочная мощность двигателя л.с.
Число цилиндров двигателя
Эксплоатационная норма расхода топлива в л/100 км (не более)

2+1

2
1
-
75
300
1000

1300

4,0
1,5
1,7

5,0
70-90

0,120
35-40
1,8-2,0
28-30
4
9

3+3

3
1
2
150
600
1500

2100

5,0
1,8
1,7

6,0
90

0,130
30
3,0-3,5
80-90
6
15


   Из табл. 2 видно, что конструктивные параметры, рекомендуемые для пассажирских таксомоторов (особенно для таксомотора малой вместимости), не соответствуют этим же параметрам легковых автомобилей равной вместимости, следовательно, такси должны иметь специально разработанные конструкции.
   Произведенные технико-экономические расчеты показывают, что при эксплоатации таксомоторов малой вместимости будет достигнуто снижение себестоимости таксомоторных перевозок более чем на 18-20% по сравнению с экоплоатацией таксомоторов типа ГАЗ М-20. Кроме того, будет достигнута также значительная экономия металла при изготовлении таксомоторов, экономия топлива при эксплоатации и значительное сокращение капиталовложений на гаражное строительство в связи с меньшими габаритными размерами таксомоторов.
Выводы

  1.Таксомоторный пассажирский транспорт должен иметь таксомоторы двух типов. Основным типом должен быть таксомотор малой вместимости.
  2.Условия эксплоатации пассажирского таксомоторного транспорта общественного пользования значительно отличаются от условий эксплоатации легкового автомобильного транспорта служебного и личного пользования, поэтому пассажирские таксомоторы должны иметь специально разработанные конструкции, отличные от конструкций легковых автомобилей в отношении надежности, динамических качеств, планировки кузова, внешней характеристики двигателя. Кроме того, таксомоторы должны иметь специальное оборудование (багажное отделение, таксометр, сигнальное освещение).
  3.Эксплоатация таксомоторов специальной конструкции при основном типе малой вместимости позволит значительно сократить себестоимость и тарифы таксомоторных перевозок и будет способствовать более широкому внедрению таксомоторного транспорта в быт трудящихся городов.
   Таксомоторный пассажирский транспорт, предназначенный для широкого обслуживания городского населения, получает все большее и большее развитие, это обязывает уделить особое внимание вопросу разработки специальных конструкций пассажирских таксомоторов. Выпуск в эксплоатацию таксомоторов малой и большой вместимости должен получить положительное разрешение в самый ближайший период времени.
ОТ РЕДАКЦИИ

   Эксплоатационные требования к подвижному составу таксомоторного пассажирского транспорта, разработанные Академией коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, изложенные в статье т. Блатнова, были рассмотрены и обсуждены Научно-техническим советом Министерства автомобильной и тракторной промышленности Союза ССР.
   Отмечая полезную инициативу Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова по составлению эксплоатационных требований к подвижному составу пассажирского автотранспорта, редакция просит производственников и эксплоатационников высказаться на страницах журнала по вопросам, поставленным автором в статье.

В 1947 году, Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА)начал массовое производство советских малолитражных автомобилей, выпустив первую послевоенную модель автомобиля Москвич модели 400 с кузовом типа седан модели 420. И по настоящий момент их можно встретить на улицах городов. Данный проект создан для помощи любителям автомобилей Москвич моделей 400, 401, 402,403, 407 и их модификаций в деле сохранения данных автомобилей ...
Купите рекламу от 5 центов за клиента! Rambler's Top100 Покупаем рекламу. Дорого.