Новости сайта Москвич 400 ...
История завода АЗЛК, автомобиля Москвич ... Книги и журналы про автомобиль Москвич 401 и другие автомобили ... Ремонт и реставрация автомобиля Москвич 401 ... Фотографии авто мото ретро ... Форум сайта Москвич 401 ... Полезные ссылки на авторетро ресурсы сети ...

Москвич 401 ... Литература ...


О технических характеристиках автомобилей.
А. М. ЗАЙЦЕВ


    В НАСТОЯЩЕЕ время завод "Автоприбор" выпускает спидометры пяти моделей: автомобильные спидометры трех моделей и мотоциклетные двух, в основном не унифицированных между собой.
    Такое количество моделей создает значительные трудности в производстве, особенно при изготовлении инструмента, переналадке автоматов и прессов, и является серьезным тормозом пуска поточных линий как производства деталей, так и сборки узлов и спидометров в целом.
    Кроме того, конструкции выпускаемых спидометров всех моделей имеют весьма существенный недостаток - невозможность отрегулировать и проконтролировать зазор между кар-тушкой и магнитом, необходимый во избежание задеваний картушки за магнит во время работы спидометра. Из-за нерациональной магнитной системы спидометров получается недостаточный крутящий момент вращения картушки, что вызывает необходимость применять слабые противодействующие волоски - пружинки; вследствие этого происходит колебание стрелки указателя скорости спидометров при движении машины, особенно- на малых скоростях (до 40 км/час).
    Такими же недостатками обладают и все известные спидометры иностранных фирм.
    Быстрое развитие автомобильной промышленности Советского Союза, создание автомобилей и мотоциклов новейших отечественных марок потребовало изготовления высококачественных приборов и особенно спидометров, являющихся учетными приборами работы автомобилей и мотоциклов.
    В 1948 г. один из опытнейших механиков завода "Автоприбор" Н. П. Щербаков создал новую отечественную конструкцию спидометра, лишенную всех недостатков существующих конструкций и высокотехнологичную.
    Конструкция нового спидометра унифицирована для различных моделей и позволяет осуществить при сборке контроль ответственных зазоров между картушкой и магнитом, между картушкой и экраном.
    Удачно сконструированная магнитная система спидометра т. Щербакова (кольцевой магнит малого диаметра и большой ширины) создает значительный крутящий момент вращения картушки, что позволило применить более сильные противодействующие спиральные пружины, имеющие момент закручивания при 90° не менее 800 маем, в то время как у применяемых пружин он равен 200-500 мгсм.
    На новый спидометр расходуется меньше материалов, особенно цветных металлов. Например, основание спидометра, изготовленное из цинкового сплава, весит 97 г вместо 152 г и т. п.
    Спидометр т. Щербакова состоит из трех отдельных и совершенно законченных узлов, что дает возможность рационально организовать поточное изготовление деталей и сборку их в массовом производстве.
    Жесткая и компактная конструкция деталей и всего механизма нового спидометра обеспечивает надежную и продолжительную работу прибора в экшлоатации. Особенности этого спидометра позволят изготовлять приборы высокого качества при одновременном снижении себестоимости.
    Механизм спидометра т. Щербакова (рис. 1) имеет три узла: 1) счетный, отсчитывающий километры, пройденные автомашиной с момента установки спидометра; 2) узел картушки, на ось которой крепится стрелка указателя скорости движения машины; этот узел картушки составляет вместе с магнитом механизм указателя скорости; 3) узел основания с валиком и магнитом.
    Счетный узел (рис. 2) состоит из шести счетных барабанчиков 3, на ободе которых нанесено по 10 цифр, от 0 до 9 включительно. Барабанчики свободно сидят на оси 2, укрепленной в литом мостике 1; все барабанчики, кроме крайнего правого, имеют справа по 20 зубцов, а слева по два. Между каждой парой барабанчиков помещен плоский кронштейн 4 свободно надевающийся на ось и удерживаемый от проворачивания выступом 0, входящим в прямоугольную щель мостика 1. На каждый плоский кронштейн 4 свободно надета проточенной канавкой шестизубка 5, непрерывно оцепляющаяся с двадцатизубкой б соседнего левого барабанчика и периодически сцепляющаяся с двухзубкой а соседнего правого барабанчика. Крайний правый барабанчик справа жестко соединен с червячной шестерней б, которая приводится во вращение через червяк 7 (рис. 3) и две другие червячные пары 8, 9 и 11, 12 от валика 10 прибора. Валик соединен посредством гибкого вала с коробкой передач автомобиля или с редуктором мотоцикла и делает строго определенное число оборотов на километр пути машины (на автомобиле 624, на мотоцикле 1000 оборотов). Сверху прибор закрывается циферблатом с прямоугольным окном, через которое видно по одной цифре на каждом барабанчике. При повороте первого барабанчика на один оборот, когда цифра 9, видимая в окно циферблата, сменяется цифрой 0, его двухзубка а поворачивает на два зуба соседнюю шестизубку, которая в свою очередь поворачивает на два зуба (на 1/10 оборота) двадцатизубку второго барабанчика; при этом цифра, ви димая на нем в окне, сменяется следующей соседней цифрой.
    Точно таким же способом передается вращение и последующим барабанчикам счетного узла до тех пор, пока показание не достигнет максимального, т. е. 99 999 км. После этого барабанчики поворачиваются к окну цифрами О, и процесс отсчета начинается сначала.
    Механизм указателя скорости работает следующим образом.
    На валике 10 (рис. 1) укреплен кольцеобразный магнит 13 со шлицем. При вращении валика прибора магнитный поток пересекает алюминиевый колпачок - картушку 14, охватывающую магнит сверху. В картушке возникают токи Фуко, магнитное поле которых взаимодействует с полем постоянного магнита. В результате этого картушка увлекается в сторону вращения магнита моментом, величина которого пропорциональна скорости вращения магнита, т. е. скорости движения машины.
    Противодействующий момент создается спиральной пружиной 15.
    Для того чтобы показания скоростного узла укладывались в определенные пределы при изменении температуры окружающей среды, в шлиц магнита 13 монтируется термокомпенсатор 16, изготовленный из специального термокомпенсирукзщегся сплава, железо - никель.
    Ось 17 картушки вращается в двух подшипниках, укрепленных в кронштейне 18 (рис. 4), который крепится к основанию прибора. Внешний конец оси 20 выведен наружу и несет на себе стрелку, перемещающуюся по шкале спидометра.
    Картушка 14 снаружи окружена железным кольцом 19, которое работает как магнитный экран, усиливает напряженность магнитного поля в месте нахождения картушки и защищает ее от влияния внешних магнитных полей.
    Новый спидометр по принципу действия скоростного и счетного узлов не отличается от старых, но удачная компоновка деталей в узлы и узлов в прибор дает ему перед ними ряд значительных преимуществ.
    Спидометр т. Щербакова благодаря компактности и жесткости конструкции может быть поставлен на любой автомобиль и на любой мотоцикл. Изменение передаточного числа 1/624 У автомобилей на, 1/1000 у мотоциклов очень легко достигается заменой червячных пар 6, 7, 8, 9, 11, 12 на одном и том же основании.
    На рис. 5 показан спидометр для автомобиля "Москвич".     Образцы спидометров т. Щербакова прошли лабораторные испытания эквивалентно пробегу 160000 км без повреждения и без заметных следов износа ходовых деталей.
    Во время эксплуатационных испытаний новые спидометры также себя полностью оправдали. Образцы спидометров прошли на автомобилях от 10000 до 20000 км и продолжают нормально работать. Эти испытания показали хорошую работу указателя скорости спидометра на всех скоростях, причем стрелка спидометра сохраняла устойчивое положение и не имела колебаний, доходящих у существующих спидометров до 3-5 км.
    Таким образом новый спидометр значительно превышает технические характеристики и гарантийный срок службы, установленные ГОСТ 1578-42.
    В настоящее время спидометр т. Щербакова проходит массовые эксплуатационные испытания, после окончания которых поступит в массовое производство.

В 1947 году, Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА)начал массовое производство советских малолитражных автомобилей, выпустив первую послевоенную модель автомобиля Москвич модели 400 с кузовом типа седан модели 420. И по настоящий момент их можно встретить на улицах городов. Данный проект создан для помощи любителям автомобилей Москвич моделей 400, 401, 402,403, 407 и их модификаций в деле сохранения данных автомобилей ...
Купите рекламу от 5 центов за клиента! Rambler's Top100 Покупаем рекламу. Дорого.